ЕвроТехсервис

Автоматизированная система управления сортировочной станцией. Нижний Тагил

18.6. Автоматизированные системы управления движением поездов

Автоматизированная система управления железнодорожным транспортом (АСУЖТ) — обеспечивает сбор и обработку информа­ции, необходимой для оптимизации управления железнодорожным транспортом страны. В состав АСУЖТ входят функциональные подсистемы, соответствующие структуре управления железнодорожным транспортом. Основны­ми являются отраслевые подсистемы, реализующие задачи управления перево­зочным процессом; грузовой и коммерческой работой; пассажирскими перевозками; локомотив­ным и вагонным хозяйством; эксплуатацией и ремонтом пути, сооружений и устройств; системами и средствами СЦБ, связи и вычислительной техники; устройствами электро­снабжения и энергетики; промышленными предприятиями. АСУЖТ решает также межотраслевые задачи: технико-экономического планирования рабо­ты и развития железной дороги; бухгалтерского учё­та и отчётности; материально-технического обес­печения; научно-технической информации; учё­та и анализа кадров и т. д. Функции АСУЖТ реализуются на трёх уровнях управления: верхнем — министерство, сред­нем — управления железной дороги, нижнем — ли­нейные предприятия.

Особое место среди подсистем АСУЖТ занимают автоматизированная система оператив­ного управления перевозками (АСОУП), неотъемлемой частью которой является АСУ сортировочной станции (АСУСС). АСОУП предназначена для создания и поддержания в реальном масштабе вре­мени информационной модели перевозочного процесса, прогнозирования и текущего планирования эксплуатационной работы. На первом этапе функционирования системы обеспечиваются контроль дислокации и повагонный состав поездов, локомотивов грузового движения и специального подвижного состава (рефрижераторов, крупнотон­нажных контейнеров, недействующих ло­комотивов). По мере развития системы информационная модель дополняется данными о грузовой работе и вагонных парках. Вагонная информационная модель сети дорог создаётся в рамках общего банка дан­ных АСОУП и представляет собой специальный файл, отражающий информацию о каж­дом вагоне и имеющий ключ доступа — инвентарный номер вагона. На основа­нии информации о вагоне АСОУП контролирует парки вагонов и выдаёт в оперативном режиме данные о наличии вагонов; осуществляет номерное слежение за цистернами, вагонами с углём, рудой т. д.; прогнозирует подход вагонов под выгрузку с подготовкой информации клиентуре и диспетчерскому аппарату станций, отделений и управлений дорог и др.

Задачи АСОУП решаются на всех уровнях АСУЖТ — в Главном вычислительном центре (ГВЦ), информационно-вычислительных центрах дорог (ИВЦ), узловых вычислительных центрах (УВД) и вычислительных центрах крупных сортировочных станций. В последних в основном решаются задачи прямого технологического управления объектами в реальном масштабе времени (обработка поступающих по каналам связи телеграмм — натурных листов на прибывающие поезда, автоматизация станционной отчётности и др.). Внедрение АСОУП на сети железных дорог. а также АСУСС на важнейших сортировочных станциях обеспечило возможность передачи на верхний уровень АСУЖТ требуемой оперативной информации о ходе перево­дного процесса и создания автоматизированного диспетчерского центра управления АДЦУ) перевозочным процессом на всей сети железных дорог. Диспетчерский центр оснащён средствами отображения текущего сос­ тояния перевозочного процесса (мнемо­схема ж. д. информационное табло), а также автоматизированными рабочими мес­тами (АРМ) диспетчеров. В операционном зале АДЦУ размещаются главный и локо­мотивный диспетчеры, диспетчер-вагонораспределитель, сменные диспетчеры железнодорожных направлений. К системе подключе­ны также АРМ руководящих работников.

Информационное обеспечение АДЦУ, сбор, обработка данных и решение задач верхнего уровня АСУЖТ осуществляются ГВЦ, основными задачами которого являются: контроль поездного положения на станциях и важ­ нейших направлениях (поездного положе­ ния сети, а также на выделенных стан­ циях и участках); непрерывный учёт передачи поездов и вагонов через меж­дорожные стыковые пункты; контроль проследования пассажирских поездов; анализ ра­боты сети железной дороги; расчёт показателей рабо­ ты сети железной дороги; контроль за соблюдением плана формирования поездов, выполне­нием сменно-суточного плана работы железной дороги, дислокацией и состоянием рефрижератор­ ного состава; слежение за размещением и продвижением крупнотоннажных кон­тейнеров и др.

На уровне управлений железной дорогой функцио­нируют базовые комплексы АСОУП и сопрягаемые с ней типовые АСУСС, автоматические системы управления грузовой станцией(АСУГС), контейнерным пунктом (АСУКП). АСОУП базируется на инфор­мации о каждой единице управления (ло­комотив, поезд, вагон, контейнер и т. д.) и функционирует в режиме времени, близ­ком к реальному. Система обеспечивает обмен данными между абонентами и подсистемами АСОУП как в пределах одной железной дороги, так и между ИВЦ и ГВЦ. Создана сеть передачи данных, обеспе­чивающая межмашинный обмен данными между ИВЦ железной дороги и ГВЦ, АСУСС, АСУГС, АСУКП и др. обрабатывающи­ми центрами. Система обеспечивает ин­формацией широкий круг пользователей не только предприятий железнодорожного транспорта, но и предприятий других отраслей народного хозяйства.

В дорожном ИВЦ автоматизировано составление месячных планов перевозок, на основании которых выявляются нерацио­нальные и короткопробежные перевозки, осуществляется контроль за выполнением норм статической нагрузки. Для грузонапряжённых направлений на ЭВМ рассчиты­ваются графики движения поездов, которые обеспечивают увеличение участковой ско­рости и более эффективное использова­ние пропускной способности. Автоматиза­ция тяговых расчётов позволяет опреде­лять оптимальный режимы ведения поездов, нормативные показатели для разработки графика движения поездов, учёта расхо­да топлива и электроэнергии.

Развитие АСОУП, появление средств вычислительной техники нового поколения обеспечили возможность создания и внед­рения дорожного автоматизированного диспетчер­ского центра управления (ДАДЦУ), а также региональных автоматизированных диспет­черских центров управления (РАДЦУ). Диспетчерские центры управления как составной элемент АСОУП должны ин­формационно взаимодействовать со всеми типовыми автоматизированными системами на железной дороге. Отображение поездного положения на участке, ведение графика исполненно­го движения, представление данных о любом поезде в пределах участка и на подходах к нему, составление прогноз­ного графика на 3 часа вперёд, выдачу абонентам диспетчерских приказов обес­печивает АРМ поездного диспетчера.

На нижнем уровне АСУЖТ организованы УВЦ, на базе которых функционируют АСУСС, обеспечивающие организацию работы сортировочной станции, включая обработку информации на прибывающие поезда, выдачу сортировочных листов, учет накопления вагонов на путях сорти­ровочного парка, обработку информации о формируемых составах, выдачу натур­ных листов и др. сопроводительных документов на отправляемые поезда, информирова­ние корреспондирующих станций и поездных диспетчеров о составах отправ­ляемых поездов. АСУСС наряду с обра­боткой информации и выдачей технологических документов реализует также задачи конт­роля за нарушением плана формирования поездов, слежения за специальным подвижным составом, автоматизации оперативной станционной отчётности и др. Одновременно АСУСС осуществляет функции концент­ратора поездной информации для дорож­ной АСОУП. Двухмашинный комплекс АСУСС обеспечивает ввод, контроль, обработку и выдачу информации в реаль­ном масштабе времени, а также решает задачи в пакетном режиме.

Эффективность работы АСУСС повы­шается при внедрении АСУ роспуска сос­тавов и локальных информационно-уп­равляющих комплексов парков сортиро­вочной станции. На грузовых станциях, контейнерных пунктах, в перегрузочных районах, предпортовых и предпаромных станциях используются автоматизированные системы, выполняющие грузовые и ком­мерческие операции. Типовые АСУКП, АСУГС работают в реальном масштабе времени, решают десятки функциональных за­дач.

Одной из важнейших подсистем АСУЖТ является также АСУ пассажирскими пере­возками, строящаяся на базе региональ­ных центров обработки данных системы «Экспресс» и рассчитанная на реализа­цию функций управления пригородными перевозками; эксплуатацией и ремонтом парка пассажирских вагонов (уровень депо и до­роги); багажной работой. АСУ пассажирскими перевозками решает задачи автоматиза­ции расчётов за перевозки, финансовой и статистической отчётности; информационно- справочного обслуживания пассажиров на вокзалах и в пути следования.

Сайт создан в системе uCoz