ЕвроТехсервис

Автоматизированная система диспетчерского управления. Нижний Тагил

Автоматизированная система диспетчерского управления зданием

Функциональные возможности АСДУ

Следуя энергосберегающим технологиям, АУЖКХ тесно сотрудничает с российскими и зарубежными фирмами, которые обеспечивают поставку аппаратного и программного обеспечения автоматизированных систем диспетчеризации и управления теплоснабжения региона.

Основные функции любой разрабатываемой АСДУ:

  • автоматический сбор и сохранение информации о состоянии технологического оборудования и параметрах теплоносителя (расход, давление, температура);
  • автоматизированное ведение коммерческого учета отпуска и потребления тепла;
  • диагностика состояния оборудования теплосети;
  • дистанционное управление оборудованием перекачивающих насосных станций и автоматизированной арматурой на участках теплосети;
  • ввод с клавиатуры центрального поста заявок на отключение участков теплосети, полученных по телефонной связи от обслуживающего персонала, архивация заявок с автоматическим контролем времени, запрошенного на отключение, и сигнализацией о его истечении;
  • регистрация аварийных событий и аварийная сигнализация;
  • автоматизированное ведение документации;
  • предоставление информации о состоянии технологического процесса на мониторе ЭВМ в виде мнемосхем временных таграмм, гистограмм, таблиц;
  • ручное управление мнемосхемой теплосети (ввод информации о состоянии неавтоматизированной арматуры)
.

АСДУ должна предоставлять диспетчеру эффективные инструментальные средства для редактирования динамических мнемосхем теплосети в процессе ее расширения и реконструкции, обеспечивать дистанционное управление перекачивающими насосными станциями, контроль состояния оборудования теплосети, учет отпуска и потребления тепловой энергии.

Заявки на отключение участков теплосети поступают диспетчеру от ремонтной организации по телефону и вводятся в ЭВМ с клавиатуры.

Состояние оборудования тепловых сетей отображается на юпитере ЭВМ в соответствии с полученными по информационным каналам данными.

АСДУ обеспечивает коммерческий учет отпуска тепла, контроль текущих параметров, аварийную сигнализацию.

Автоматизированная система диспетчерского управления отоплением и ГВС

Автоматизированная система диспетчерского управления (АСДУ) является частью "интеллектуального здания"; с ее помощью можно наиболее совершенным способом решить замни управления отоплением здания и ГВС. Применение автоматизированной системы обеспечит снижение затрат на отопление, уменьшение численности обслуживающего персонала, улучшение условий их труда и т. д.

Принципы построения АСДУ теплоснабжения:
  • Автоматизированное регулирование предназначено для узлов, в которых требуется постоянное поддержание регулируемой величины (температуры, напора и т.д.), а также автоматическая защита от аварий.
  • Дистанционное управление для диспетчерского пункта позволяет контролировать удаленные отопительные установки.
  • Ручное управление (пуск, остановка, переключение) установлено в местах нахождения обслуживающего персонала или на редко переключаемых узлах (сетевые задвижки, краны и т. д.).
Возможности АСДУ (несколько примеров):
  • можно получать дистанционный доступ к данным по энергопотреблению в одном или нескольких зданиях (т.е. оператор может дистанционно следить за энергопотреблением);
  • можно управлять работой теплового пункта на расстоянии;
  • можно собирать все данные по работе теплового пункта (т.е. собирать всю статистику);
  • диспетчер автоматически получает сигналы об авариях;
  • зная прогноз погоды, можно с диспетчерского пункта задавать программу работы теплового пункта (т.е. осуществлять не только оперативный контроль в соответствии с текущей температурой, но и осуществлять управление на основе прогнозов);
  • значительное упрощение эксплуатации всей системы;
  • экономия энергии и снижение платы за потребленную энергию;
  • учет реально потребленной энергии.
Диспетчерский пункт. который осуществляет обработку данных с тепловых пунктов и передает управляющие сигналы на оборудование тепловых пунктов, необходимо размещать недалеко от самих тепловых пунктов.

Применительно к водяному теплоснабжению необходимо предусматривать контроль и автоматизацию работы следующих основных узлов тепловых пунктов:

  • измерение и регистрация температуры воды в основных магистралях систем отопления, температуры воздуха в контрольных помещениях;
  • измерение и регистрация теплозатрат на отопление;
  • контроль и регулирование давления воды в наружных теплопроводах;
  • управление работой циркуляционных и подпиточных насосов;
  • подача на диспетчерский пункт данных о работе насосов, агрегатов воздушного отопления и т.д.

Для управления работой систему отопления снабжают контрольно-измерительными приборами, сигнальными устройствами, централизуют управление запорно-регулирующей арматурой и отопительными установками.

Контрольно-измерительные приборы (КИП) позволяют измерять и устанавливать соответствие работы систем действительным потребностям.

Дистанционная сигнализации обеспечивает передачу показаний КИП в диспетчерский пункт, где производится обработка данных наблюдений и принятие решений по проведению регулирования.

Диспетчерский пункт осуществляет управление исполнительными механизмами (регулирующими органами) для необходимого изменения работы отдельных приборов, узлов и частей системы отопления.

Программный комплекс диспетчеризации и учета энергоресурсов "КИПАРИС"

Наибольший интерес вызывает разработанная АУЖКХ треста 42 совместно с выпускниками ЮУрГУ автоматизированная система диспетчеризации. АСДУ теплоснабжения, внедренная в Ленинском районе г. Челябинска, предназначена для автоматизированного контроля состояния теплоснабжения, ведения документации, дистанционного управления оборудованием тепловых сетей, ведения коммерческого учета отпуска и потребления тепла.

На рис. 3.1 показаны некоторые возможности программного комплекса.

Оперативность обработки информации

Сигнал об аварии поступает к диспетчеру мгновенно. Система может сообщать об авариях по телефону или на пейджер. Хранение почасовой информации по всем параметрам для каждого пункта учета осуществляется в течение 45 суток.

Карта города или района позволяет увидеть расположение информационных пунктов(счетчиков), их адреса и состояние, а также регистрировать новые тепловые пункты.

Программа позволяет увидеть графики работы узлов (рис. 3.4). список узлов (рис. 3.5), текущие параметры системы отопления и ГВС (рис. 3.6).

Система строит графики работы по любым параметрам теплового пункта с возможностью их одновременного отображения. С их помощью можно наглядно получить данные о потреблении ресурсов в разное время суток.

Обработка информации

Комплекс позволяет получать различные аналитические отчеты, а также может быть включен в глобальную информационную сеть INTERNET.

Независимость от источника данных

Система получает данные через специальные драйверы, поэтому комплекс может работать с разнородными источниками информации одновременно (рис. 3.7).

Программа также позволяет вести журнал событий (рис. 3.8):

Возможные варианты связи диспетчерского пункта и тепловых пунктов

Возможны несколько вариантов связи диспетчерского и тепловых пунктов: связь через кабель и связи, через стандартные телефонные линии, используя модем. Второй вариант кажется наиболее предпочтительным, т.к. объекты могут быть значительно разнесены на расстоянии и прокладка кабеля может оказаться очень дорогой. Проще оборудовать диспетчерский пункт и все тепловые пункты модемами и устанавливать соединения через телефонные линии, как это показано на рис. 3.9. Диспетчерский пункт будет периодически соединяться с каждым из тепловых пунктов и обмениваться с ним необходимой информацией. Тепловой пункт также должен иметь возможность устанавливать связь с диспетчерским пунктом для того, чтобы срочно передать необходимую информацию. То есть в системе должна присутствовать обратная связь.