ЕвроТехсервис

Автоматизированы все процессы производства. Нижний Тагил

Автоматизация производства

Автоматизация производства - приме пение приборов, приспособлений, машин, позволяющих осуществлять производственные процессы без непосредственного участия человека и лишь под его контролем.

А. п. является высшей, завершающей формой развития машинного производства. По мере усложнения и ускорения машинного производства, а также повышения роли химпч. процессов, А. п. делается прямой технической необходимостью.

А. п. - результат длительного развития техники. Неизбежность перехода к А. п. была глубоко вскрыта К. Марксом в «Капитале» при анализе развития машинного производства: «Когда рабочая машина,- писал Маркс ,- выполняет все движения, необходимые для обработки сырого материала без содействия человека, и нуждается лишь в контроле со стороны рабочего, мы имеем пород собой автоматическую систему машин, которая, одпако, поддается дальнейшему усовершенствованию в деталях» (Маркс и Энгельс. Соч. том 17, стр. 419 ). Маркс давал характеристику А. п. на заре машинного производства. С тех пор автоматич. техника достигла такой степени развития, что за обслуживающим персоналом в ряде случаев остаётся только общее инженерно-техническое руководство производственным процессом: наладка его, определение технологич. режима и контроль при помощи специальных аппа ратов и приборов. Только в Союзе ССР во всём многообразии начинает реализоваться автоматическая система машин, знаменуя новый этап развития техники.

В условиях капитализма А. п. как и технический прогресс вообще, испытывает тормозящее влияние монополий, т. к. переход к автоматич. средствам ведёт к резкому обесцениванию основного капитала производства. А. п. в огромной степени увеличивающая эффективность производства, как и всякое технич. усовершенствование, в условиях капитализма обращается против рабочего, способствуя снижению его заработной платы и росту безработицы.

В условиях социалистич. общества А. п. как способ неограниченного повышения производительности, улучшения условий труда, поднятия культурного и материального уровня трудящихся, является важнейшим элементом технич. политики коммунистической партии и советского правительства в период постепенного перехода от социализма к коммунизму. А. п. находит широчайшую поддержку среди рабочих, инженерно-технич. работников и учёных СССР. к-рые, совершенствуя старые и создавая новые техпич. средства для осуществления автоматизации, поднимают советскую технику на более высокий уровень.

Большевистская партия и советское правительство, осуществляя гигантскую работу по технич. перевооружению страны, придают исключительное значение А. п. В резолюции XVIII съезда ВКП(б) по докладу В. М. Молотова о третьем пятилетнем плане (1939 ) подчёркивалась необходимость развёртывания производства автоматов и полуавтоматов, а также аппаратуры автоматич. управления. Автоматизация отдельных процессов начала осуществляться в СССР в энергетич. хозяйстве, в химич. промышленности, на транспорте, в металлургии и машиностроении. Дальнейшее развитие А. п. получила в период Великой Отечественной войны. Крупные достижения военной промышленности базировались на применении поточной системы и автоматизации производственных процессов.

Послевоенный пятилетний план 1946 -50, давая развёрнутую программу борьбы за новую технику, уделил особое внимание А. п. По плану предусмотрено широкое применение автоматизации в доменных, мартеновских и прокатных цехах. Приборы автоматич. управления мартеновскими и доменными печами, установленные на Кузнецком, Магнитогорском и других заводах, показали свою высокую эффективность. Задача автоматизации контроля и управления технологич. процессами поставлена перед заводами и обогатительными фабриками цветной металлургии. Широко развёртываются работы по автоматизации электростанций, электросетей; в первую очередь проводится полная автоматизация работы гидростанций. Особенно велико значение А. п. в химич. промышленности. Непрерывные методы производства, лежащие в основе химич. процессов, их интенсификация и строгая регулировка не могут быть осуществлены без широко развёрнутой автоматизации. А. п. призвана сыграть большую роль в целлюлозно-бумажной, текстильной (автоматизация работы ткацких станков), пищевой промышленности. Ведущую роль в А. и. играет советское машино-строание, призванное значительно расширить производство станков-автоматов, полуавтоматов, агрегатных станков. Закон о пятилетнем плане

обязывает использовать передовые методы производства в машиностроении, внедрять автоматич. поточные линии, автоматич. сварку.

Как показывает опыт, А. п. в народном хозяйстве СССР резко повышает все качественные показатели промышленности и транспорта. Автоматизация процесса плавки в мартеновских печах повышает их производительность и даёт экономию топлива. Полностью оправдало себя применение автоматич. устройств, регулирующих качество дутья (температуру, влажность) на доменных печах. Автоматич. управление, контроль и регулирование позволяют резко увеличить скорость проката металла. А. п. повышает эффективность работы котлов на тепловых электростанциях. автоматич. кочегар следит за измененными режима горения в топках, управляет подачей топлива; автоматич. регулятор питания управляет подачей воды. Автоматич. кочегары конструкции лауреата Сталинской премии И. И. Вознесенского и других (1947 ) успешно применяются па ряде электростанций СССР. Еще в 1935 (5лиз Еревана была построена полуавтоматическая гидроэлектростанция. Человек появляется нв этой станции лишь для осмотра механизмов. В остальное время станция работает сама. Контроль за её работой осуществляется с пульта, расположенного в нескольких километрах. Исключительно важна автоъзэтическая защита электросетей. Она осуществляется приборами, которые автоматически выключают сеть при повреждениях и подключают её обратно после устранения повреждений, обеспечивая бесперебойное действие всей энергетич. системы и предохраняя её от аварий при заземлении, при коротких замыканиях и перегрузках.

Основой автоматизации контроля и управления является широкое внедрение в промышленность индивидуального автоматизированного электропривода и разнообразных аппаратов, регуляторов и приборов. Производство различных контрольно-измерительных приборов послевоенный пятилетний план наметил увеличить в 7 раз.

Накануне Великой Отечественной войны на Сталинградском тракторном заводе была пущена первая автоматич. линия. Работало 5 станков, осуществлявших 10 операций по обработке и сборке ступицы поддерживающего ролика тракторной гусеницы. Линии, смонтированные на заводе в ходе его восстановления, обеспечивают автоматич. выполнение св. 100 операций по трудоёмкой обработке сложных деталей.

Показателем эффективности автоматизации могут служить следующие цифры. На универсальных станках обработка блока тракторного двигателя требов-ала 195 мин. На автоматизированной линии - 3,5 мин. Ранее автоматизированная линия станков объединяла операции только по ме-ханич. обработке. Теперь автоматич. линии осуществляют механич. обработку резанием, давлением, термич. обработку токами высокой частоты, химич. обработку (обезжиривание), сушку и т. п.

Показателем достижений А. п. в послевоенной пятилетке является автоматизированный завод по производству автомобильных поршней, спроектированный и созданный Экспериментальным научным институтом металлорежущих станков (ЭНИМС ) и его опытным заводом «Станкоконструкция». На заводе автоматизированы все процессы производства поршней, начиная от загрузки литейных агрегатов и кончая упаковкой готовых изделий. По сравнению с технологией, применяемой на автомо бильпых заводах, аптоматич. завод при раииом выпуске продукции требует и 3 раза меньше производственных площадей, п 5 раз меньше рабочих. Производительность труда и результате автоматизации увеличивается в 9 раз, себестоимость уменьшается втрое (см. Автоматический завод).

Среди лауреатов Сталинских премий много инженеров и учёных •- творцов новых систем А. и. Сталинские премии били присуждены: группе конструкторов - Б. П. Лебедеву (1946 ) и др.- за разработку и осуществление па автозаводе им. И. В. Сталина конструкции высокопроизводительной линии автоматизированных станков для обработки блоков моторов грузовых автомобилей ЗИС-150 ; Ю. Б. Эрншеру с группой конструкторов (1947 ) - за разработку и осуществление автома-тич. линии станков для обработки головок двигателей тракторов СТЗ-llATli и блоков двигателей малолитражных автомобилей; группе работников Магнитогорского завода- К. II. Бурцеву (1948 ) и др.- за разработку п осуществлении схемы комплексной автоматизации прокатного стана; инж. В. В. Уманскому (1948 ) и др.- за разработку и внедрение методов автоматич. управления механизмами и процессами на угольных шахтах.

Среди передовых рабочих широко развернулось движение за т. н. малую автоматизацию - создание несложных автоматич. приспособлений, ускоряющих и совершенствующих технологические процессы в самых разнообразных отраслях промышленности.

Приведённые примеры указывают на универсальное значение А. п. в современной технике. А. и.- это тот новый, более высокий уровень техники, где возможности человека но управлению, регулированию неизмеримо увеличились благодаря применению приборов и аппаратов, освобождающих человека от затраты физич. усилий для непосредственного участия и производственном процессе. Применение автоматики требует широкого развёртывания научных работ. На примере автоматики ярко проявляется оргапич. связь между техникой и наукой. А. п. в условиях советского социалистического общества - мощный рычаг дальнейшего подъёма производительных сил, роста материального благосостояния советских людей, путь преодоления противоположности между трудом умственным и физическим. Автоматика в своём развитом виде создаёт основу для техники коммунизма.

Лит. Маркс К. Капитал, т. 1, 8 изд. [М. J, 1936 (гл. 13-Машины и крупная промышленность); Лени н В. И. Соч. 4 изд. т. 3 («Развитие капитализма в России», гл.7 - Развитие крупной машинной индустрии, стр. 397 -484 ), т. 5 («Аграрный вопрос и „критики Маркса"», гл. 3 - Машины в сельском хозяйстве, стр. 113 -129 ); Стал и н И. В. Новая обстановка - новые задачи хозяйственного строительства, пего кн. Вопросы ленинизма, 11 изд. [М, ], 1947 ; Резолюции XV11I съезда ВКИ(б), [М. ], 193 !); Запои о пятилетнем плане восстановлении и развитии народного хозяйства СССР на 1940 -1950 гг. М. 1946 ; 11 о п о в В. К. Элементы электроавтоматики, М.-Л. 1947 ; Ц е п л я е в М. В. Некоторые вопросы механизации н автоматизации поточного производства, |М. I, 1948 ; Ш а у м я н Г. А. Основы теории проектировании станноп-автоматов, М.-л. 1946 ; Г р а н о в с и и и К. Л-, Автоматическая система машин в промышленности СССР, М. 1939 ; К о з ь м и н А. 11. и Ч и с т я к о в С. Ф. Автоматизация теплосиловых установок, М. - Л-, 1940 ; журналвт: «Автоматика и телемеханика», М. 1936 -41. 1946 - ; «Автомобильная промышленность», М. 1946 -; «Вестник машиностроении», М. 1942 -; «Химическая промышленность», М. 1944 -; «Котлотурбостроение», М. 1947 -.

Требуется проверка викификации!